02:05 

Рождение и смерть легенды. История школы "Чой".

Kordhard
Внутренняя сила человека обратно пропорциональна разнице между его "быть" и "казаться".
В продолжение предыдущего поста, как и обещал, расскажу историю, которая сыграла большую роль в моей жизни, и финал которой меня лично просто потряс.



Для начала - вернёмся в 1988 год. Это было время, когда большинство советских граждан только-только начали что-то вменяемое узнавать о восточных единоборствах. Как я уже рассказывал ранее - первыми видео были передачи "Вокруг Света". Если говорить о печатной информации - то первые статьи с рассказами о восточных единоборствах появились в том же году, но массового читателя обошли: выходили они в мягко говоря не самых популярных журналах, таких как "Азия и Африка сегодня" и "Культурно-просветительная работа". (Спустя пару лет эти материалы Долина и Линдера выходили отдельными книжками).
Однако, в середине 1988 года в одном из самых (если вообще не самом) популярных и интересных журналов на тот период, "Техника - Молодёжи", внезапно начали выходить статьи с описанием конкретных упражнений гимнастики ушу по таинственной школе "Чой". В предисловии к упражнениям было сказано, что данная школа является "внутренним" стилем ушу, относящимся к уданскому направлению стилей "змеи и птицы".

Первый комплекс состоял из сорока отдельных упражнений, заподозрить в которых какое-то отношение именно к ушу было непросто. По сути это была такая средне-абстрактная гимнастика на развитие связок, проработку мышц и т.д. Но были у этого комплекса и выдающиеся достоинства. Во-первых, он был технически прост как три копейки, и доступен в освоении по журналам любому желающему. Во вторых, он предъявлял умеренные требования по части физической нагрузки.
Тут немного личного

Мой личный опыт приобщения к школе "Чой" закончился на этом комплексе - дальше я перешёл в каратэ, но это уже другая история, о которой расскажу отдельно.
Интересно другое. По "Чою" продолжали выходить книги, а спустя несколько лет даже вышел великолепный учебный видеофильм! Причём и статьи, и книги всегда подписывались группой авторов, так что мне лично даже понять, кто именно из этой банды главный, было непросто. Утверждалось, что кто-то из них обучался этому стилю у какого-то мастера в Бирме. Через некоторое время история школы стала обрастать подробностями, всякими легендами про некий стиль "змеи, птицы и дракона", который родился на слиянии двух школ, приводились цветастые легенды, ну и всё такое прочее. Интересна и необычная была и методика тренировок. Принцип этот аналогичен моему стилю Шоу-Дао, хотя и реализован в значительной степени иначе. В любом случае, во главе стиля "Чой" стояла база. Т.е. ряд базовых движений (довольно сложных, кстати), на основе каждого из которых рос целый "куст" технических элементов. Ученик сначала осваивал базу, а потом просто "разворачивал" её в боевой арсенал весьма насыщенного вида. Сам метод называли "базово-кустовой". Подобный принцип был в своё время введён в самбо, что сразу позволило адептам этого "советского стиля дзюдо" получить громадное преимущество перед иностранными соперниками. Первое же участие сборной СССР в чемпионате Европы в 1963 году завершилось триумфальной победой. Точно так же осознают бесценность базовых движений и адепты "Шоу-Дао" (один мой ученик, однажды временно потерявший память, говорил, что помнил ровно три вещи (собственное имя он не помнил!): то, что он Люберецкий пацан, адрес своей девушки и... все базовые "круги" Шоу-Дао и то, как он их тренировал!), а на принципе "ключей" построен родственный УНИБОС.

Так или иначе, но когда в начале 90-х инструктора школы "Чой" на многих чемпионатах умудрялись массово попадать на пьедесталы (при том, что их от общего числа участников редко когда было больше 15%) - это было хорошим доказательством действенности системы. А самое главное - это и на вид выглядело древней и глубоко проработанной, структуризированной и очень универсальной системой ушу. Причём именно ушу, со свойственным ему колоритом именно китайского боевого искусства. Его "бирманскость" глаз не резала.

Скажу честно, я просто ОХУЕЛ, когда совсем недавно узнал, что весь этот стиль был ПРИДУМАН одним-единственным человеком: Германом Поповым. Который во время службы в Бирме в 60-е обучался какому-то местному недо-каратэ и около-айкидо средней паршивости, а об ушу он узнал оттуда же, откуда и большинство советских граждан: из передачи "Вокруг Света". Ну и когда вместе с Долиным писал книгу о единоборствах, вышедшую в 90-м.
А получилось всё так: когда Попову предложили (как одному из немногих на тот момент советских спецов, имевших импортный сертификат инструктора) заняться подготовкой наших десантников, то он обнаружил лажу: ни каратэ, ни попытки скомпилировать его с самбо, годного результата не давали. Слишком отличалась манера движения ударных и бросковых школ. А нужно было готовить за месяцы. Тогда-то и родилась идея о "базово-кустовом" методе. Уже после он её доработал, взяв туда пару комплексов из других стилей, и стилизовав манеру движения под ушу. Ведь, как я рассказывал в прошлой части, единственная возможность публично преподавать единоборства в 80-е была в том, чтобы косить под "православное" высочайше дозволенное смердам спортивное ушу, и обязательно с "защитным заклинанием", что это точно не каратэ, и оно не для мордобоя. А после отмены запрета в конце 1989-го можно было уже сделать плавный вираж со спортивно-оздоровительного на боевое и самооборонное направление, "что внучкИ послушно и исполнили"(с)ДМБ.

Самое смешное, что скажи тогда, на рубеже 80-х и 90-х, что это придумка русского современника - и никто на этот стиль даже внимания бы не обратил. Мысль о том, что это и есть прямой аналог китайских "патриархов стилей", о которых легенды живут веками - только живой, настоящий и можно потрогать, просто в голову бы никому не пришла. "Нет пророка в своём отечестве"...

Посмотрите этот кусок из учебного фильма, он стоит потраченных минут! Вдумайтесь. Это полноценный "древний" и очень гармоничный стиль "ортодоксального" ушу, который... изобрёл фактически на пустом месте советский КГБшник-энтузиаст. Посмотрите на эту пластику, точный расчёт вектора усилия, на эту продуманную и компактную работу корпуса, на эти "змеиные" стойки и чёткие вложения энергии в каждый удар. (Пусть вас не смущает ютубовское название ролика - это кусок из "правильного" учебного фильма Попова, который вышел в 90-х и был у меня на видеокассете)



А потом школа умерла. Как так получилось? Да, очень просто. Она оказалась... СЛИШКОМ традиционной и "древней" по своей структуре методики обучения. В ней не лупили "цуки" с первых дней занятий, а вместо этого начинали с пластической "базы", суть которой раскрывалась фактически лишь на второй год обучения. Ученики Попова начали менять методики и подход на более коммерчески выгодные. А потом последователи начали ездить в Бирму и брать там на вооружение то самое недо-каратэ, с которого начинал Попов. Школа "Чой" есть и сегодня. Правда, называется она уже "Стиль мастера У Таунг Дина" и представляет собой ничем не примечательный вариант спайки каратэ и айкидо бирманского разлива, который имеет очень мало общего с методиками Попова - можно найти лишь небольшие следы от некоторых упражнений типа "перемещения по квадрату". Даже китайские ушуистские костюмы заменили на каратэги, только цвета полевой формы бирманских боевиков из наркокартелей "золотого треугольника". (Впрочем, белые тоже используют). Стиль растворился в мириадах похожих на него, и пополнил армию безликих компилятов-новоделов... Не сказать, что он плох - отнюдь нет. Но... Он и не лучше десятков подобных ему. Стержень исчез, а вместо него появилось нагромождение плохо стыкующихся между собой техник нескольких более-мене традиционных японских единоборств. Всё это оказалось переусложнено и потеряло методическую цельность.

Однако, Попов и его ученики оставили драгоценное наследие: книги и учебные фильмы, которые позволяют при наличии здорового фанатизма и партнёров самостоятельно изучить этот интереснейший стиль. Ведь если один человек всё это смог самостоятельно придумать - другие могут изучить! Благо методика изложена последовательно и понятно, и никаких специальных особых требований к практикующим не предъявляет. Ну, разве что требует фанатизма в тренировках на несколько лет - ну а разве можно хоть чему-то научиться в любых боевых искусствах без этого?..
Ну и сам Попов хорошо отзывался про одного из своих учеников - Андрея Большакова, единственного, кто сохранил стиль патриарха в чистоте. Кто знает, может однажды эту школу ждёт ренессанс, как в своё время воспрянуло из почти полного забвения каратэ?..

URL
Комментарии
2014-06-05 в 14:19 

Tanuki
идеальная форма сосуда для космической энергии - это Енот (Г.Рыльский)
Kordhard, вот это да. офигеваю.

2014-06-05 в 20:07 

Iceman
Per aspera ad Iceman
Почитал, пошел и скачал весь комплекс из техники молодежи :)

2014-06-05 в 21:13 

Kordhard
Внутренняя сила человека обратно пропорциональна разнице между его "быть" и "казаться".
Iceman, есичо, то всё это счастье доступно и в книжке, которая вышла в 89 или 90-м году. "У-шу. Путь к здоровью и гармонии". Чтобы не хранить толстую стопку журналов, я когда-то купил эту книжку, благо там весь материал был точь-в-точь из журналов, но потом у меня её кто-то зачитал. А в журналах потом, кстати, и приёмы начали публиковать по самообороне.
А самым большим изданием по школе Чой была книжка "У-шу. Философия движения". Там по части гимнастики, самомассажа и парных упражнений, базовых движений и перемещений было вообще фактически всё. Вышла она в 1990 году и стоила зверскую сумму: 15 рублей! Но и толстая была: более 300 страниц! Её сегодня тоже можно найти и скачать.

URL
2014-06-06 в 01:30 

Iceman
Per aspera ad Iceman
Спасибо :)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Земля и небо

главная